Перегородчатая Эмаль – Клуазоне в Европе или Цзинтайлань в Китае

Во времена правления императоров Канси и Цяньлун династии Цин (1644 – 1911), перегородчатая эмаль улучшилась и достигла своего художественного пика. Художественные изделия с перегородчатой эмалью, известные в Европе как «клуазонне», в Китае называют «цзинтайлань» (jingtailan, 景泰蓝).клуазоне

Что такое Перегородчатая Эмаль

Этот уникальный вид декоративно-прикладного искусства возник в Китае в минскую эпоху в годы правления императора Цзиньтай (1450-1457 гг.). В этот период при создании изделий с перегородчатой эмалью часто использовали красители с добавлением драгоценных камней – сапфиров.

Таким образом изделия и получили свое название «цзинтайлань»: первые два слога обозначают годы, когда была изобретена техника перегородчатой эмали, а последний слог «лань» (蓝) переводится с китайского языка как «синий»..

Цвета были более тонкими, филигранная работа более гибкая и свободная и была расширена сфера использования изделий клуазоне: в технике перегородчатой эмали были выполнены ширмы, курильницы, столы, стулья, палочки для еды, чаши, блюдца. Самые ранние образцы Китайской перегородчатой эмали, хранятся во Дворцовом музее а Китае.

Интересно! Лучшие образцы изделий клуазоне с давних пор изготавливались в столице Поднебесной – Пекине, и именно пекинские эмалевые изделия известны во всем мире. Пик расцвета техники «цзиньтайлань» пришелся на последние годы правления династии Цин (1616-1911 гг.).

До начала XX изделия из перегородчатой эмали производились исключительно для императорского двора, но в последние годы правления Цин их стали экспортировать в другие страны, где они высоко ценились. В 1904 году на Международной ярмарке в Чикаго пекинская перегородчатая эмаль была удостоена первого призового места.
клуазоне

Техника Перегородчатой Эмали -Техника Клуазоне

Процесс производства одного изделия с перегородчатой эмалью очень сложный и кропотливый, требующий как минимум 30 операций:

  • Сначала изготавливается медная основа изделия, определяющая будущую форму предмета, будь то ваза, коробочка, тарелка, чашка или что-то другое.
  • Затем на поверхности формы выкладываются узоры тончайшей медной проволочкой, толщина которой меньше человеческого волоса. Этот этап работы требует особого внимания и умения мастеров.
  • После того, как узор готов, промежутки между ними заполняются разноцветной эмалью.
  • Далее заготовку отправляют в печь на обжиг. Для большей прочности изделие подвергают температурной обработке 4-5 раз при температуре 800-900 градусов
  • После чего остывший предмет шлифуют, а отдельные детали покрывают золотом или серебром, чаще всего по краям.

Подобным образом достигается потрясающий и неповторимый вид изделий Получается яркое красочное и прочное изделие, способное выдержать испытание временем и достойно украсить даже императорские покои (что и делали императоры династии Мин и Цин).
В годы правления цинского императора Цяньлуна (1736-1796 гг.) количество видов изделий «цзиньтайлань» резко возросло, они стали более разнообразными и изысканными. Технологию нанесения перегородчатой эмали также стали использовать при декорации мебели, например, ширм и стульев, и других предметов интерьера, таких как лампы, пепельницы, бутылки для алкогольных напитков, чайные сервизы и т.д.

Интересно! Изделия клуазоне были предназначены в первую очередь для оснащения храмов и дворцов, потому что считалось, что там их яркий блеск был более пригоден, чем в сдержанной обстановке, к примеру, в доме ученого.

Такое мнение высказал Цао Чжао (или Цао Mingzhong) в 1388 году в своей известной Gegu Yaolun (Руководство по изучению древностей), он считал, что перегородчатая эмаль более подходит для комнат леди. Однако, в период правления императора Хуан Ди, изделия из перегородчатой эмали стали очень популярны при дворе.

Перегородчатая Эмаль Цзинтайлань

клуазонеСегодня в этой технике клуазоне делают изделия из дерева, нефрита, слоновой кости и лака. Искусство перегородчатой эмали  экспортируется во многие страны.

Современная технология изготовления перегородчатой эмали, подверглась некоторым изменениям. В настоящие время возможен вариант заполнения ячеек акрилом либо лаком – это дает возможность создавать не дорогие изделия, такие как значки для автомобилей, бижутерию, нагрудные значки и проч.

В 1956 г. была выстроена Фабрика Перегородчатой Эмали – крупнейшая в Китае. На ней производили до 70% всей китайской эмали. А марка «Beijing Enamel Brand» – стала хорошо известна.  Производство колоритных эмалевых изделий продолжается по сей день, а дорогие предметы интерьера и посуда, выполненная с использованием техники клуазоне пользуются популярностью и являются свидетельством хорошего вкуса и достатка их владельцев.

Интересное на сайте  Развитие и становление Китайской Литературы
Ссылка на основную публикацию