Культура Древнего Китая берет свое начало в глубине веков. Китайские надписи, сделанные в глубокой древности помогают увидеть более четкую картину возникновения иероглифической письменности Китая, его культуры и обычаев.
Благодаря дошедшим до нашего времени источникам, в большинстве своем — произведения литературной классики древнего Китая, мы можем наблюдать процесс зарождения и дальнейшего становления религии, философии и появление первых древнейших социально-политических систем. Процесс этот наблюдается в продолжение тысячелетия.
История Культуры Китая
Религии Древнего Китая, как и у многих народов того времени, зарождались с фетишизма, древних форм культа предков, культа природы, тотемизма и была неразрывна с магией. Достаточно широко был распространен культ земли и гор. Он относился к рельефу местности и к хозяйственному быту времен, когда предки современных китайцев вели кочевую жизнь и постоянно передвигались от одного ландшафта к другому, лето проводили в горных местностях, а зимой находились в степях.
Длительный период времени в Китае просуществовала форма гаданий, связанная с землей (геомантия). Китайцы также наделяли божественной силой и властью луну, солнце, звезды и планеты, деревья и реки. Обожествляли они и предков, культ этот сохранялся достаточно длительное время.
По мнению Мао Цзэ-дуна, существует четыре вида власти — политическая власть, власть рода, религиозная власть и власть мужа (у женщин) — вместе они являются отражением феодально-патриархальной идеологии и самыми страшными узами, которые опутывают китайский народ, особенно крестьянство.
Религиозные верования древности просуществовали в продолжение рабовладельческого и феодального этапа развития и отчасти сохранились до недавнего времени.
Различные верования в Китае начали оформляться еще в древности. Наибольшую значимость имела религиозно-философская идеология оформившаяся в VI—V вв. до н. э. и позже, послужившая основой для более поздних религий. В культуре Китая значимость имели философские воззрения Конфуция, в основе которых были древние школы писцов и гадателей.
Также распространена была и идеология Лао-цзы, от конфуцианства она отличалась ярко обозначенным умозрительным характером. Позже философская система Лао-цзы послужила основой для даосизма. Дао — путь или основа мира. Даосская религия окутала образ Лао-цзы туманом легенд и различных сказаний. Философия Лао-цзы в некоторых моментах была прогрессивней конфуцианства.
Куда больший интерес вызывает стихийно-материалистическая философия, появившаяся в I в. н. э. Представителем этой философии являлся Ван Чуна, утверждавший: «небо есть тело, подобное земле», выступив против традиционных религиозно — философских взглядов общества того времени.
Однако позже она получила развитие в философских трудах III—V вв., указывавших на зыбкость духа. Но дальнейшего распространения она не получила из-за классовой рабовладельческой идеологии, связанной с древней религией, господствовавшей в стране.
Древняя китайская культура развивалась медленно, на это указывает тот факт, что в продолжение тысячелетий просуществовала древней и очень сложная система иероглифической письменности — китайская грамота, превратившая мудрость древних в монополию жрецов и аристократического общества. Даосская религия и Конфуцианство оставили след во всей китайской культуре и оставили неизменными многие разновидности древнего культа в продолжение тысячелетий.
Потребности жизни повлекли появление зачатков целого спектра наук. Значительно развивалась математика,а в особенности геометрия. Необходимость в подсчёте времени и в составлении календаря стала причиной зарождения древней астрономии. Началом астрономических наблюдений является период Шан-Инь.
Астрономы Древнего Китая научились наблюдать за движение светил, вычислять и даже предсказывать лунные и солнечные затмения, появление комет. Созвездия Полярной звезды, были распределены астрономами по лунным домам и таким образом была создана карта звёздного неба. Наблюдая за положением созвездий, с помощью водяных часов, астрономы Китая могли вычислить время.
Благодаря наблюдениям астрономов была создана календарная система, которая просуществовала без изменения в продолжение длительного периода времени. Лунный календарь основывался на лунном летосчисление. Необходимость в расширении государства и административном делении страны вызвала появление географии. В период правления Чжоу чиновники уже составляли отчёты состояния отдельных регионов, в частности их волновало больше доходность земель и взимание налогов. Подобный отчёт стал одной из глав книги Шу-цзина.
В главе, составленной примерно в VIII в. до н. э., содержится географическое описание Китая, поделенного на 9 областей. Здесь описаны реки, горы, земли и налоги с каждой области. Подобное, но уже более позднее описание содержится в книге, написанной Чжоу-ли.
Развитие земледелия привело к накоплению и систематизации агрономических знаний и наблюдений. В ханьский период они оформились в агрономические трактаты. Эти трактаты сохранили древние теории земледелия, хозяйства, чередования посевов, системы грядковых культур, применения удобрений.
Более существенные сдвиги в в социально-политическом, духовном и экономическом развитии Китая начали происходить с середины I тыс. до н.э. — период наступления железного века и значительных изменений в земледелии, ремеслах и торговле. В период «воюющих царств» начинают стремительно развиваться ткацкие, столярные, лаковые, керамические, ювелирные ремесла.
Значимость приобрела международная торговля — ее расцвет объясняется открытием шелкового пути, берущего свое начало от ханьской столицы Чанани, далее проходящего через Азию и на римский Восток. Главным предметом китайского экспорта был шелк, отсюда и название.
Помимо шелка по пути экспортировали железо, драгоценные металлы, никель, прочие ремесленные изделия. В Китай же ввозили драгоценные камни, благовония, пряности. Эта эпоха создания мощных крепостных стен, ограждающих царства от кочевых народов и друг от друга. В более позднее время они станут частью Великой Китайской стены, которую построят в период империи Цинь, – сооружения протяженностью в 4 000 километров.
Были успешные достижения и в медицине Древнего Китая. Традиционная медицина Китая представляла человека как микрокосмос, отражающий гармонию космических ритмов и сил: женского и мужского начала(инь и ян), пяти стихий и жизненной энергии – ци.
Художественная культура Древнего Китая основывалась на духовных ценностях даосизма и конфуцианства. Единение с природой, устремление к духовному совершенству, нахождение гармонии в каждом природном явлении – сформировали неповторимое эстетическое сознание. Идея гармонии человека и природы наблюдается во всем китайском искусстве, начиная с каллиграфии и кончая живописью, которая является наивысшим достижением искусства Древнего Китая, а особенно живопись на свитках.
Даже китайская письменность (иероглифы) объединяла в себе этику и эстетику: по своеобразному написанию иероглифов можно понять состояние души их автора. Стилизованным формам письменности(каллиграфические надписи) в китайской культуре придавалось магическое значение. Они находились в каждом жилище. Иероглиф — идеальная модель художественного произведения, сочетающая в себе строгость и простоту формы с символичностью и глубиной содержания.
Несмотря на значительные достижения Китая в сфере естественных и точных наук, научно-технические знания считались опасными и отвлекающими от совершенствования духа. Человеку намного важнее были нравственно-эстетические достижения. Знания, опосредованные культурой, ее системой ценностей, традициями помогают человеку стать лучше и достичь гармоничных отношений с людьми. Культура Древнего Китая – это самобытность людей, из поколения в поколение, формирующая различные формы искусства и национальные особенности, присущие только жителям Поднебесной. Все древнекитайское искусство буквально дышит мудрыми поучениями и глубоким смыслом.