Китайские боевые искусства возникли вследствие острой потребности в самообороне, навыках успешной охоты и военной подготовке солдат. Постепенно, передавая “из рук в руки” практики и различное оружие, боевые искусства Китая стали важным элементом культуры.
Согласно легенде, во время правления “Желтого” императора (Хуанди, традиционная дата восшествия на престол, 2698г. до н.э.) ввели ранние формы боевых искусств в Китае. Император в источниках описан как известный, имевший авторитет среди солдат, справедливый генерал, который, прежде чем стать лидером Китая, написал длинные и практичные трактаты по медицине, астрологии, уже начиная и теорию и практику боевых искусств.
Шуай Цзяо
Хуанди разработал практику цзяо-ди и использовал эту тактику на войне. Ранее, при династии Чжоу (2-е тысячелетие до н.э.) цзяо-ди в боевой системе борьбы назывался Цзяо Ли.
Эта уникальная боевая техника включала в себя не только такие методы рукопашного боя, как удары, броски, но и совместных манипуляций, путем давления и попадания в конкретные точки человеческого тела с целью убийства или обездвиживания противника. Цзяо Ли вышел на уровень спорта во время династии Цинь (221 – 207гг до н.э.).
Цзяо Ли в конечном счете стала известной как Шуай Цзяо, в ее современной форме. Сложные теории боевых искусств, основанных на противоположных идеях инь и ян, а также интеграции “жестких” и “мягких” методов, записаны в анналах Периода Весны и Осени (481 г. до н.э.).
В династии Тан появились показательные бои (танцы) на мечах, которые были увековечены в стихах Ли Бо. В Сун и Юань династиях появилась рання форма сумо – соревнования, организованные судами Китайской империи. Современные концепции техники ушу были развиты в полном объеме династиями Мин и Цин.
Искусство войны – книга Сунь-Цзы
Боевые искусства также упоминаются и в китайской философии. Даосские тексты содержат записи о философии войны и практике боевых искусств. В классических записях конфуцианства – Чжоу Ли , стрельба из лука и колесницы были частью «шести искусств».
Искусство войны – Сунь Цзы была написана в 6 веке до н.э. Хотя в книге речь идет непосредственно о военном деле, но и содержит многочисленные идеи, которые прослеживаются в искусстве китайского боя и сегодня. Эти примеры показывают, что с течением времени, идеи, связанные с боем изменялись вместе с развивающимся китайским обществом, и со временем приобрели уже философскую основу.
Интересно! Последователи даосизма занимались Дао Инь – физическими упражнениями, похожими на цигун еще в 500 г. до н.э. “Шесть глав рукопашного боя” были включены в Хань шу (история династии Хань), написанной Пан Ку.
Шаолинь
Что касается Шаолинь – стиля боевых искусств, главным старейшим доказательством участия Шаолинь в боевых операциях является стела с 728г. н.э., где свидетельствуется о 2-х случаях: защита монастыря Шаолинь от бандитов в 610г. н.э., и их последующая ответная роль в поражении Ван Шихонга в битве при Хулао в 621г. н.э. Начиная с 8-го по 15-й века уже нет сохранившихся документов, которые могли бы засвидетельствовать участие Шаолиня в боевых действиях.
Однако, где то между 16 и 17 веками есть по меньшей мере 40 сохранившихся источников, которые представили доказательства, что монахи Шаолиня не только являлись мастерами боя и боевая практика стала полностью неотъемлемой частью монашеской жизни, но также и создавали новые познания в буддизме.
Ссылки о Шаолине и их боевых искусств появляются в различных литературных жанрах в конце династии Мин: в таких как – эпитафии монахов Шаолинь как воинов, руководства боя, исторические сочинения, военные энциклопедии, в фантастике и даже поэзии.
Эти источники обращались к Шаолинь за методами рукопашного боя, а также боевого использования различных видов холодного оружия. Они включают в себя копье (удлиненное на 1/3 от обычной рукояти) и оружие различной формы и модификации, еще не знавших аналогов в те времена, что было сильной стороной монахов Шаолиня. К середине 16-го века, военные эксперты со всего Китая ехали в Шаолинь, чтобы изучить его боевые приемы.
Боевые стили, которые практикуются сегодня, были разработаны на протяжении веков, после того, как формы и виды боевого искусства перетекали одно из другого. Некоторые из них: Багуа, Пьяный стиль “Пьяницы”, Коготь Орла, пять животных, Син Ай, Хун Гар, Лау Гар, Стиль обезьяны, Фуцзянь, Богомол, Белого журавля, Вин Чун, особо опасный стиль тигра (приемы ударов которые идут на трахеи человека и одним ударом перебиваются, что ведет к летальному исходу) и Тайцзи-цюань.
История боевых искусств Китая
Современные представления о боевых искусствах Китая находятся под очень сильным влиянием событий, которые произошли в республиканский период (1912-1949гг).
В переходный период, между падением правления династии Цин, а также жестких потрясений японского вторжения и гражданской войны в Китае, искусств боя стало доступными для общественности и многие настоящие мастера боевых искусств стали открыто преподавать свое боевое мастерство.
В результате, появились самостоятельные руководства боя, которые были опубликованы открыто. Создались многочисленные ассоциации по боевым искусствам в Китае и в зарубежных китайских общинах.
В 1936 году, на 11-х Олимпийских играх в Берлине, состоялась первая в мире демонстрация китайских боевых искусств на международную аудиторию. Эти события привели к популяризации боевого искусства как вида спорта.
Китайские боевые искусства начали распространяться на международном уровне с конца гражданской войны в Китае и основания Народной Республики Китая, с 1 октября 1949 года. Китайская государственная комиссия по физической культуре и спорту взяла на себя инициативу в создании стандартизированной формы для основных течений. В этот период была создана национальная система ушу, в которую включали стандартные формы учебных программ и преподавателей. Ушу был введен как в средних школах, так и в университетах.