Китайский фарфор

Китайский фарфор

китайский-фарфорЗа то, что мы сейчас можем наслаждаться изделиями из такого прекрасного материала как фарфор, мы должны благодарить древних китайцев, которые открыли этот вид керамики более трех тысячелетий назад. После своего появления весь фарфор, который использовался в мире, был только китайского производства. А сами мастера Поднебесной держали рецепт его изготовления под строжайшим секретом, за разглашение которого провинившийся неминуемо был бы приговорен к смертной казни.

наказание-за-разглашение-в-китае

А история его начала еще во 2-м тысячелетии до нашей эры. Но потребовалось пройти еще полутора тысячам лет, чтобы уровень развития технологии позволил бы перейти к изготовлению фарфоровых изделий в массовом количестве. Именно тогда, в 6-7 веках, китайцы, наконец, научились получать фарфор, отличавшийся белоснежным видом и тонким черепком. Легенда гласит, что у мастеров на протяжении длительного времени никак не получалось найти материал для изготовления, который подходил бы лучше всего. К примеру, нефрит отпугивал своей дороговизной, а глина и дерево – недолговечностью и низкими эстетическими качествами.

Китайцы, было, совсем уже отчаялись, но здесь им на помощь пришел счастливый случай. Искомый материал был найден в провинции Цзянси, им стала горная порода, образованная из кварца и слюды и получившая название фарфорового камня.

Также в это время в одном из населенных пунктов Цзянси стали возникать мастерские по изготовлению фарфора. Как потом оказалось, все это случилось в Цзиндэчжене, который получил славу как столица фарфора Китая. Сейчас этот расположенный на Юго-Востоке Поднебесной город является одним из туристических центров. Сюда специально приезжают люди, чтобы полюбоваться на место, которое стало родиной фарфора и районом, где он развивался и совершенствовался. Тем более, что местные всегда изготавливали только высококачественные вещи из фарфора.

В старинных рукописях белизну этих изделий сравнивали со снегом, их тонкость – с бумажным листом, а прочность – с металлом.

farfor-v-epoxu-dinastii-tanОднажды при археологических раскопках населенного пункта Самарра (регион Месопотамия) были найдены черепки фарфоровых изделий, вошедших в число наиболее ранних, которых удалось сберечь до нашего времени. Этот город появился и был уничтожен в 9 веке. И данный факт доказывает, что фарфор был изобретен во времена правления династии Тан.

Вообще, нужно сказать, что в эту эпоху получили известность одни из самых знаменитых китайских изобретений. Такое это было благоприятное время развития ремесел, наук и искусств.

Годы, с 618 по 907 н.э., когда страной управляла династия Тан, стали эпохой наивысшего могущества Китая. Именно в это время Поднебесная стала самым развитым мировым государством. Прогрессивное политическое развитие, происходившее на фоне регулярного присоединения территорий, стало причиной сближения страны с другими державами. В этот период происходит также расцвет торговых отношений в южной части Китая. Появление в Кантоне (сейчас известен как Гуанчжоу) зарубежных купеческих колоний, представлявших большинство прогрессивных мировых государств, говорит о том, что морская торговля в Китае велась с большим размахом. С Японией торговали через морские порты, а с Передней Азией по «Великому шелковому пути». Мы все это описываем лишь для того, чтобы вы поняли: именно тогда впервые сложились условия для знакомства с китайским фарфором по всему миру, за исключением разве что Европы.

Первые изделия китайского фарфора

kitajskij-kuvshinНаиболее ранние фарфоровые изделия представляли собой элегантные вытянутые отполированные кувшины. Также нужно упомянуть о голубых и зеленоватых вазах с рельефным декором, пользовавшихся особой популярностью и называвшихся в странах Старого света селадонами.

Эти произведения искусства изготавливались как в эпоху Тан, так и во времена наступившей за ней эпохи Сун. После чего стали появляться фарфоровые изделия бэй-дин с вытесненным рисунком из города Седжоу, покрытые толстой матовой глазурью изделия «жу-яо» и сосуды цвета морской волны «цзинь-яо» из провинции Хэнань. Читайте об эпохах здесь.

В 14 столетии, в эпоху Мин, правившей Китаем в 14-17 веках, неофициальный статус «китайской фарфоровой столицы» переходит городу Цзиндэчжэнь, где начинается массовое изготовление сосудов, которые расписываются трехцветными свинцовыми глазурями (саньцай), сочетавшейся с надглазурной росписью (доуцай).

И необходимо сказать, что именно этот фарфор, изготавливавшийся в промышленных количествах, впервые и оказался в руках у европейцев. Они сразу же очаровали жителей Старого света своим внешним видом, высочайшим уровнем изготовления, разнообразием форм и декора.

В 13-14 веках изготовление фарфоровых изделий в Поднебесной переживает свой настоящий расцвет, в результате чего с фарфором знакомиться весь мир. Это происходит не в последнюю очередь благодаря купцам, привезших фарфор на европейский континент.

В 16 веке в Европе можно было купить только фарфор из Китая, который привозили сухопутным маршрутом и называли «Chinaware». Стоил этот фарфор фантастических по нашим временам денег, поэтому отношениями к нему было как к драгоценности.

Представительницы прекрасного пола нанизывали кусочки фарфора на золотые цепочки и носили их как бусы. Со временем название «Chinaware» у европейцев сменилось термином «Porcellane» — от моллюска «porcellana», обладавший прозрачной, перламутровой раковиной. Эти два термина используются и в наши времена.

Изготовление фарфора в Поднебесной четко разделялось на экспортное, приносившее большие финансовые поступления в государственную казну, и внутреннее – для императора и представителей аристократии. И эти направления практически не имели друг с другом ничего общего.

К примеру, по императорскому заказу каждый год производилось 31 тысяча блюд и 16 тысяч тарелок и 18 тысяч чашек. А для европейского континента необходимы были элегантные вазы, эффектные в своем внешнем виде блюда и сервизы, которые вряд ли использовались в быту, но обязательно ставились на видное место, что поднимало статус их обладателей в глазах окружающих.

Особенности изготовления китайского фарфора

osobennosti-izgotovleniya-kitajskogo-farforaС фарси слово «фарфор» можно перевести как «императорский». Изделия из него были доступны только правителям страны и представителям знати. Чтобы рецепт производства фарфора не оказался в чужих руках, город Цзиндэчжэнь, где главным образом и располагалось производство, на ночь закрывался, а по улицам ходил специальный вооруженный патруль. Войти в город в эти часы могли лишь те, кто называл заранее оговоренный пароль.

Почему фарфор был настолько ценен и пользовался столь большой любовью? Причиной этому являются его тонкие стены, белоснежный цвет, прозрачность и еще он очень приятно звучит. Высокое качество фарфоровых емкостей обуславливалось тем, в его состав входила белая глина – каолин. Его добыча осуществлялась лишь в нескольких китайских провинциях.

Именно благодаря использованию данного элемента фарфор обретал свой белоснежный вид. И еще, качество зависело от того, насколько тонко мололась пудра «фарфорового камня», использовавшаяся для замешивания фарфоровой массы. Добыть его можно было только в Цзянси.

Полученная из него фарфоровая масса отправлялась дожидаться своего часа, который наступал спустя несколько десятилетий, благодаря чему заготовка обретала пластичность. После чего масса еще и отбивалась, что позволяло делать из нее лепку, в обратном случае она бы просто начала сыпаться в руках. Затем фарфоровая масса отправлялась в печь, высокий температурный режим которой позволял при обжиге менять ее физический состав, в результате чего она приобретала прозрачность и водостойкость. Фарфор обжигался в особых горшках из керамики при температуре 1280 градусов. Печь полностью заставлялась будущими изделиями, затем она плотно заделывалась, оставалось лишь маленькая щель, через которую мастера наблюдали за процедурой.

Гончары Поднебесной быстро научились возводить такие печи, внутри которых образовывался требуемый температурный режим. Первые подобные печи были созданы в начальных веках нашей эры, что доказывается археологическими находками.

Для растопки печей использовали дрова, а сама топка располагалась внизу. Открыть печь можно были лишь спустя три дня, после чего дожидались остывания изделий. Остывали они в течение суток, затем в печь заходили мастера, чтобы вынести полученный фарфор. Но даже по прошествии этого времени внутри печи было еще очень жарко, по этой причине мастера надевали влажную одежду и перчатки из большого количества слоев влажной ваты.

Для производства лишь одной емкости из фарфора применялись силы восьми десятков человек.

Нужно сказать, что фарфор покрывался сразу несколькими слоями глазури, и каждый слой обладал своим уровнем прозрачности. Это позволяло изделиям обрести зачаровывающее матовое сияние. В качестве красящих веществ применялись кобальт и гематит, которые прекрасно переносили высокий температурный режим при обжиге. Декорирование эмалевыми красками мастера Поднебесной начали использовать лишь в 17 столетии.

Обычно старые мастера обращались в росписях к тематических сюжетам, а также выполняли различные замысловатые узоры. Поэтому росписью одной фарфоровой емкости занимались сразу несколько мастеров. Некоторые из них рисовали контуры, другие – пейзажи, а остальные – человеческие образы.

Самые первые фарфоровые чашки были белоснежными с еле заметным зеленым оттенком. При соприкосновении их друг с другом раздавался очень приятный звон, который находящимся рядом людям слышался как «тсе-ни-и». По этой причине фарфор тогда в Поднебесной получил название «тсени».

Как мы уже сказали, европейцы, познакомившиеся с фарфором, были восхищены им. Но наиболее всего их удивило не качество, не внешний вид, а технология производства изделий, с которой они встречались впервые.

К примеру, чашка из фарфора склеивалась из двух частей – внешней и внутренней. Одновременно с этим ее дно и верхний ободок надежно соединялись друг с другом. Изнутри изделие декорировалось цветочными узорами, а кружевная внешняя часть была белой. И когда чай наливался в чашку, то через ажур фарфора просвечивал изысканный декор внутренней половинки.

Но больше всего восхитили жителей Старого Света серые изделия из фарфора, с виднеющимся на стенках орнаментом. По мере наполнения чашки чаем на ней проступали морские волны, рыбы, морские растения.

В начале 18 века большинство фарфоровых емкостей обладало зеленым декором, по этой причине изделия, изготовленные в эти годы, входят в так называемое «зеленое семейство».

Некоторое время спустя цвет декора сменятся на розовый. Таким образом возник фарфор, принадлежащий «розовому семейству». Также специалистами выделяется еще и «желтое семейство». Чашки, входившие во все эти перечисленные семействам, отличались особо пышным декором. Все эти изделия производились во время царствования императора Канси (1662-1722) и его наследника, внука — императора Цяньлуня (1711-1799).

Данный фарфор в больших количествах экспортировался на европейский континент. Эти емкости, которые назывались по преобладавшему цвету, обладали тонкими формами, чистыми поверхностями, что восхищало европейцев. Глазурованные предметы из «пламенеющего фарфора» радовали глаз красочными поверхностями. Вскоре тематика декора изделий, отправлявшихся в Европу, начала меняться. На них стали появляться сюжеты, взятые из западной жизни.

Ряд этапов в истории изготовления фарфоровых изделий получили названия по именам императорских династий, руководивших страной в то время.

В начале 16 века секреты технологии производства фарфоровых изделий становятся известны японским мастерам. Поначалу фарфор из Страны восходящего солнца значительно уступал в качестве классическим китайским изделиям. Но зато он славился своим роскошным декором. Представленные на емкостях сюжеты и узоры отличались значительным разнообразием, яркими цветами и настоящей позолотой.

История китайского фарфора в картинках

kitajskij-farfor-v-drevnosti lavka-prodazhi-kitajskogo-farfora dobycha-kitajskogo-farfora perenos-materiala-dlya-izgotovleniya-kitajskogo-farfora obshhij-zames-gliny-dlya-kitajskogo-farfora izmelchenie-gliny-dlya-kitajskogo-farfora dopolnitelnyj-material-dlya-kitajsokgo-farfora izgotovlenie-izdelij-iz-gliny izdeliya-pod-farfor massovoe-izgotovlenie-izdelij ruchnoe-izgotovlenie-izdelij kitajskaya-lepnina malye-mufelnye-pechi bolshie-mufelnye-pechi unichtozhenie-nedodelok-kitajskogo-farfora pech-drakon zagruzka-farfora-v-pech golubaya-rospis-na-kitajskom-farfore otdel-emalirovaniya-farfora masterovye-naneseniya-glazuri upakovka-farfora transportirovka-farfora transportirovka-farfora-po-vode sklad-xraneniya-kitajskogo-farfora kitajskij-farfor-gotovitsya-na-eksport osteklenie-izdelij magazin-farfora lavki-i-magaziny-prodazhi-farfora

Подпишись на новые статьи!