Китайская Литература

               Китайская литература

Китайская литература зародилась еще в древности, поэтому имеет китайская литературадлинную историю развития и своего становления.

Всю литературу можно разделить на 8 основных этапов развития, каждый из которых имеет свои преобладающие жанры литературного творчества. Это:

  • Древние времена: мифы и легенды
  • Начало Династии Цинь: историческая проза, рассказы о мастерах
  • Восточная и Западная Династии: стихи, частушки, песни Юэфу и историческая проза
  • Вэй, Цзинь, Южная и Северная Династии: поэзия и другие типы творчества
  • Династия Тан: поэзия
  • Династия Сун: лирика
  • Династии Юань: поэтическая Драма
  • Династий Мин и Цин.: художественная литература

Китайская литература начала Династии Цинь

Начало Династии Цинь было ознаменовано рождением эпохи китайской культуры, наступлением китайского литературного развития. Литература, созданная в этот период была весьма примитивной, построенной на древних мифах и легендах, передающихся из поколения в поколение, из уст в уста с древних времен.

Однако, ее культурный дух оказал сильное влияние на дальнейшее развитие литературного творчества Китая. С историческим прогрессом появляются различные литературные вариации с особенностями, произошедшими в ходе правления Династии Ся и Шан, Западной династии Чжоу, Весеннего и Осеннего периода и в период Воюющих государств.

Ход истории оказывал наибольшее влияние на становление литературы в период династии Цинь. Литература Династий Ся и Шан оказалась под сильным влиянием мастеров культуры и первобытной религии.

Вотчинная система, практикуемая в начале династии Чжоу, повлекла за собойкитайская литература новый этап в истории Китая. Культура Лию (Liyue) была самой распространенной в литературе того времени и отражала политические идеалы этого периода.

Во время Весеннего и Осеннего периода, в каждой стране были свои книги с историческими записями, но наиболее представительной была летопись Конфуция «Весна и Осень» — летопись государства Лу. Эта работа подчеркнула важность социальной этики и принятия во внимание истории при планировании будущего общества.

Конфуций очень верил в ценность всего общества и много вложил усилий в составление этой летописи. В конце периода Весны и Осени были созданы еще 2 других великих произведения: «Цзо Чжуань » и «Гуо Ю».

Эти работы унаследовали практический стиль Летописи «Весны и Осени» и поддерживали убеждения школы Конфуция, также были за соблюдение ритуалов, верности империи, консолидации государства и за защиту граждан.

Помимо исторических трудов, создавались и произведения, обращающие внимание людей на личную и социальную жизнь общества, выдвигались различные взгляды на общественное развитие того времени. 

Создавались крупные произведения содержащие идеи Конфуция, Мо-Цзы, Лао-Цзы, которые по сути своей являлись сочетанием прозы и рифмы.

В период Воюющих государств произошли важные перемены в историческом и культурном развитии Китая. В это время представители различных школ мысли начинают писать книги, в которых критикуют нынешнюю эпоху и выражают свое мнение о политике, решают различные спорные моменты между собой, этот период также известен как»Сто школ думали и спорили»

В ранний период Династии Западная Хань, Тан Сима разделил философов и «Сто Школ» на следующие основные 6 школ:

  • Школа Инь-Ян
  • Конфуцианская Школа
  • Моизм
  • Школа Мин
  • Школа Права
  • Школа Нравственности

Лю Синь добавил еще 4 школы в течение Поздней Хань. Это были Школы Нонг, Школа Закона, Смешанные Школы и Школа Сяошу (художественная литература). Эти школы обсуждали различные вопросы, касающиеся природы, общества, жизни, политики и философии с разных точек зрения.

[stextbox id=»info» bwidth=»3″ color=»000000″ bcolor=»751405″ bgcolor=»fee4c2″]Самыми влиятельными философами этих школ были Чжуан Чжоу — даосизм, и Менг Ke — конфуцианство, Хань Фей — школа Права, и Школа Чжун и Хэн. Хотя они и придерживались различных мнений, каждый из этих философов разделял общую точку зрения под влиянием уникального культурного периода Воюющих государств.[/stextbox]

Помимо философов, упомянутых Тан Симом, другая великая личность, ду фуЦюй Юань в период Воюющих государств, внес огромный вклад в развитие древнекитайской литературы, и поэтому считается одним из величайших литературных фигур в истории.

Позже, Цюй Юань был дискредитирован клеветнической кампанией выдвинутой правящими кругами. Он был, естественно, возмущен и разочарован и, не имея каких-либо других средств оправдать себя, вылил все свои эмоции в описательную поэзию и прозу вперемешку со стихами.

В результате незаконного приговора управленческой структуры, красочности и привлекательности слов, а также богатого и непринужденного воображения, Цюй Юань высказывал свои политические идеалы и чувство патриотизма, в результате чего был создан еще один самобытный жанр в развитии китайской поэзии.

Вопросы культуры, мысли и идеи, которые преобладали в период Воюющих царств породили «Сто Школ Мысли» и были ответственны за метательное развитие и популярность у будущих поколений китайской литературы, не говоря уже о том, что подтолкнули к рождению новых стилей прозы, поэзии и оды в манере, которую прежде никто никогда не создавал.

Хань, Вэй, Цзинь, Южная и Северная Династии

Фу — это стиль описательной прозы вперемешку с поэзией, который является уникальной формой китайской литературы. Он возник во времена Династии Хань, этот период был единственным в истории Китая, когда страна процветала.

Фу — это жанр китайской художественной литературы, которому способствовало выдающиеся развитие государства. Сочетая в себе поэзию и прозу, этот литературный стиль был очень мощным и выразительным. Наиболее влиятельным представителем этого литературного стиля был Сыма Сян-жу, уроженец Чанду, говорят, что он был вызван к императору, после того, как он прочел одно из его произведений, но возможно эта присказка была добавлена уже много позже.

Китайская литература династии Суй и Тан 

Китай — это страна поэзии, а поэзия династии Тан достигла небывалого совершенства и мастерства. В начале Династии Тан, жили такие поэты, как Шангуань И, Чэнь Цанци, Сонг Венжи, которые основали стиль Люши (l?shi), он имеет строгую структуру, в которой всего 8 строк, каждая состоит из 5-7 символов, выдержанных в рифме и строгом тоне.

Выдающиеся поэты Ван Бо, Ян Цзюн, Лу Чжаолинь и Ло Биньван старались ликвидировать эти стилистические ограничения стихотворениях, популярных в государстве Лян и Ци, тем самым расширяя границы китайской поэзии.

Ночью провожаю Чжао Цзуна

 

Любезнейший Чжао, как яшмовый диск совершенен,
Что был в Поднебесной увенчан немеркнущей славой.
Его провожаю — ведь Чжао на родину едет,
И ярко нам светит луна над речной переправой!

                                                                             Ян Цзюн

Их теории и практическое применение создали совершенно новый стиль в поэзии Династии Тан, который стал причиной дальнейшего появления множества поэтических стилей и жанров. Идеология Ван Вэя и Мэн Хао-жаня сосредоточила внимание на стихотворном изображении природных ландшафтов.

Их стиль отображает свежесть и идиллию мира в тихой, спокойной манере. Контрастом им послужила поэзия Цэнь Шеня и Гао Ши — первые, кто выразил жизнь писателя в рифмах, захватив дух всех литераторов идеей творческой помощи в управлении государством. Они хотели принести миру мир своим духом упорства и смелостью. Поэзия быстро-развивающейся династии Тан достигла своего расцвета, романтичный стиль Лю Бая и реализм Ду Фу, стали основными контрастами этого периода.

Поэзия Лю Бая была сосредоточена на противоречиях идеала и реальной жизни, поэт выразил вызов мраку общества своим стремлением к свободе и к индивидуальности. Его творчество полно отличительных знаков, богатых образов, храбрых преувеличений, свежести языка, фантастического воображения и смелости форм, которыми он сознательно нарушал правила классической поэзии.

Ему противопоставлена поэзия Ду Фу, в которой он изображает реальную жизнь в саркастической форме, обнажая плохой характер современных правителей.

Последняя ночь года
 

И долга, и тяжка за горы Саньба тропа
По неверным камням — на все десять тысяч верст…
В громождениях скал лютеет снежная ночь
У свечи одинокой — в чужом краю человек…
С каждым шагом в пути все дальше плоть от костей
И из близких со мной — один лишь мальчик-слуга
Как же вытерпеть мне скитания без конца?..
Прояснился рассвет, и вот уже новый год…

                           

                        Мэн Хао-Жань (пер. Александра Матвеева)

Стихи Ду Фу продемонстрировали резонанс с рабочим классом, страсть к жизни и пьянящие надежды на светлое будущее. 

Гениальность его поэзии в том, что с одной стороны она выражала еготроецарствие выдающиеся способности, с другой она была потрясающе художественной и давала резкий анализ реальной жизни, с точки зрения простых людей, создавая неповторимый стиль, в в котором выражена сила чувств и эмоций через ясный, смелый и аккуратный язык. 

Среди всех стилистических прорывов, произошедших во время династии Тан, одним из самых заметных было создание Школы Юэфу в  лице поэта-реалиста Бая Цзюйи. Он говорил: «Проза должна быть написана для размышлений о времени и поэзии для интерпретации жизни».

В середине династии Тан появился еще один жанр, который представляла Школа поэзии Ханьмен, ее представляли такие поэты, как Ли Хэ, который был «коронован» как «Эталон Поэзии» или «Монстр Поэзии».

Также отмечался подъем поэзии Ли Шанъинь и Ду Му, которых вместе называют «Маленькой ЛиДу»  Помимо поэзии, достигла своего пика и китайская проза. В середине Династии Тан, возникло «Движение Старого Стиля», инициаторами которого были Хан Ю и Лю Цзун-юань, они настоятельно требовали  настоятельно требовал замены параллельного стиля прозы, прозой, популярной в ранний период династии Цинь и Хань.

Проза Хан Ю была богата содержанием и разнообразием форм, а проза Лю Цзун-юаня приняла форму сатирических очерков и путевых заметок, и была широко принята всем обществом. Период Тан был ознаменован и развитием классического романа. Также в этот период возникла еще одна форма поэзии — тексты песен

Китайская литература династий Цзинь и Юань

В период правления Династии Юань драмы и романы стали мейнстримом художественного творчества, а поэтическая драма с музыкой приобрела еще большую популярность. Местные классической оперы в Южном Китае стали все более востребованы. С другой стороны развитие поэзии и прозы, ранее признанных в качестве православной литературы, снижается.

Литература Династии Мин и Цин

В период правления династий Мин и Цин, развитие китайского романа прошло через 3 важных этапаБыли популярны романы в записках, романы — легенды в период династии Тан, и романы в песнях во время правления Юань.

Эти 3 этапа достигли своего пика в период Мин и Цин и в последствии завершились, как художественная форма литературы. Самые известные романы этого периода — это «Троецарствие» Ло Гуаньчжуна, «Речные заводи» Ши Найаня, «Путешествие на Запад»  У Чэн-эня, «Сон в красном тереме» Цао Сюэциня, «Цветы сливы в золотой вазе» авторство приписывают Ланьлинскому насмешнику, настоящее имя которого не известно. Первые 4 произведения были удостоены звания «Четыре классических романа Китая».

Интересно! Китайские пословицы и поговорки

В завершение стоит сказать, что китайская литература стоит того, чтобы не единожды обратиться к ее произведениям и всерьез заинтересоваться ее самобытностью и оригинальностью идей.

Подпишись на новые статьи!