Архитектура Китая
Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Архитектура Китая

архитектура моста через реку в КитаеИз чего состоит архитектура Китая? Недра Китая богаты многочисленными породами мрамора, гранита, известняка. Строевым лесом – лиственница, ель, сосна, дуб и т.д. Наибольшее применение в строительстве нашли корейский кедр, веймутова сосна, бамбук.

Поскольку в древнем Китае зодчие акцент ставили на дерево, чем другим материалам, поэтому до настоящего времени сохранилось сравнительно немного памятников древнейших эпох. О характере архитектуры эпох Шан (Инь), Чжоу, Цинь и Хань (до 25 года н. э.) можно судить в основном по изображениям на погребальных плитах, моделям и останкам каменных конструкций. Все что ни делается в Китае — все делается по Фен-Шую.

Архитектура Древнего Китая

Архитектура жилых зданий древнего Китая.

украшение крыш зданий в КитаеМодели зданий, а также сохранившиеся изображения построек на каменном рельефе периода Хань показывают, что китайские зодчие уже 2000 лет назад сооружали многоэтажные здания, увенчанные многоярусными крышами, покрытыми цилиндрической черепицей, которая по краям скатов кровли украшалась кругами с различными изображениями и надписями.

Тип жилья, создаваемый китайцами в течение тысячелетий, мало чем отличается от своих древнейших прототипов. Строились они из дерева, кирпича-сырца и камня. Стены дома, как правило, не являлись несущими конструкциями. Они заполняли пролеты между деревянными опорными столбами, защищая помещения от холода. Главный фасад – южный. Он имел вход и окна, заполняющие всю плоскость стены. На севере окон не фасад крыш в Китаепредусматривалось. Южная стена выполнялась в виде деревянной решетки, заклеенной промасленной бумагой (изобретена в III веке до н. э.). Крыша имела характерные широкие свесы, защищающие стены от осадков и прямого солнечного света. Перед главным фасадом часто устраивалась крытая галерея (япон. энгава – «серое пространство»). Галерея служила внешним коридором, связующим все комнаты в доме, местом приема гостей, промежуточным пространством между внутренним и внешним миром.

Происхождение китайской крыши

южный фасад китайского дома и форма крыши

Существует множество версий о происхождении этой чисто китайской формы крыши:

  • желание зодчих преодолеть, визуально облегчить массу высокой крутой кровли;
  • фиксация естественного прогиба длинных стропильных балок, имеющих шарнирные опоры на концах;
  • уподобление кровли изогнутым ветвям деревьев, силуэту горной гряды;
  • обеспечение более пологой траектории стоков, предохранение поверхности стен от смачивания.

 Внутренняя планировка китайского дома

планировка внутри китайского домаВнутренняя планировка китайского дома подчинялась установкам основоположника даосизма – философа Лао-Цзы (V в. до н. э.): «Реальность здания заключается не в четырёх стенах и крыше, но во внутреннем пространстве, предназначенном для жизни в нем…».

Согласно китайской традиции, дом является неотъемлемой деталью окружающего пейзажа, своего рода ширмой, сквозь которую природа вторгается внутрь здания, дополняет и обогащает его. Здание – лишь временный приют на долгом пути человеческой жизни. Его тонкие стены и перегородки легко ломаются под напором урагана, но решётчатый каркас остается целым. После урагана легкие стены и перегородки быстро собираются и монтируются.

Особенности архитектуры Китая

украшение стен живописных пейзажемВизуальная связь с внешним миром осуществляется с помощью деревянных решёток и бумажных трансформируемых перегородок. Если в доме были прочные стены из камня, то их поверхность обязательно украшалась живописным пейзажем. Этот прием получил особую популярность  в XI-XII веках (сунская школа). В глинобитных или каменных стенах прорезали дверные и оконные проемы в форме листьев, цветов или ажурных ваз. Иногда в доме устраивали миниатюрные сады с деревьями — лилипутами.

вид внутреннего двора китайского домаОбязательной принадлежностью китайского дома, бедного или богатого, был внутренний двор с садом. Усадьба окружалась высокой стеной. Обычно сразу же за входом с улицы, во дворе, возводилась дополнительная стенка. По поверью, она преграждала путь злым духам, которые не догадывались свернуть и обогнуть её.

В древнем Китае считали, что духи могут передвигаться только прямо либо сворачивать в сторону под прямым углом. Именно поэтому во дворце императора Цинь Ши-хуанди (III в. до н. э.) все подъезды, внутренние переходы в здании, тропинки в парке были криволинейными.

Формы дверных и оконных проемов в китайских усадьбах

Формы дверных и оконных проемов в китайском доме

 Дворцовая архитектура Китая

оберег от злых духов на дворцовой крыше

Края дворцовой крыши делали изогнутыми, чтобы злые духи не могли продвигаться вдоль них. Нередко их украшали фигурки животных, выполнявших роль оберегов от злых духов.

Дополнительная стенка закрывала внутреннее пространство двора от «злого глаза». Кстати, у нас также встречаются люди знающие это, которые ставят в окна куклы, игрушки от злого глаза.

Посетителя встречали или перед ней, или в специальном помещении для гостей. Поверхность стен белилась, украшалась рисунками и иероглифами (иногда именами владельцев усадьбы, благопожеланиями в адрес хозяев и гостей и т.п.). На фасадах, выходящих на улицу, обычно не было окон — старинная традиция стран Древнего Востока. Как правило, окна смотрят во двор или в сад.

Садово-парковая архитектура в Китае

Главный принцип композиции китайского сада – естественность, «случайность» в размещении расположения растительности в китайском садувсех его компонентов. Во всем господствует живописная криволинейность объемов и силуэтов – берега водоемов, переправы из полузатопленных валунов, контуры деревьев, криволинейные очертания горных массивов и холмов.

Изогнутые силуэты построек дополняют рукотворный и естественный пейзажи. У зрителя ни в коем случае не должно было сложиться впечатления о целенаправленной деятельности художника.

Другой немаловажный композиционный принцип – это достижение эффекта постепенного «сгущения» растительной массы от центра усадьбы к её периметру. По мере удаления от дома деревья и кустарники увеличиваются в размерах становится более густой их крона. Из-за этого при взгляде со стороны усадьбы теряется условная граница архитектура каменного сада с речкоймежду естественным лесным массивом и садом. Сад как бы устремляется навстречу дикому лесу и горным вершинам.

В древнем Китае очень популярны были каменные сады. Считалось, что в камнях скрываются души выдающихся отшельников-даосов. С камнем связывали также идею душевной частоты, благородства и вечности. Поэтому очень ценились камни, омываемые прозрачными водяными струями и покрытые седым мхом – символом старости, долголетия.

В Китае верили, что камень остается живым до тех пор, пока не подвергнется обработке. Поэтому камни крайне редко использовались в строительстве. Иное дело – дерево! Оно не только не «умирает», но и одушевляет здание.

Большое внимание уделялось извилистым дорожкам, инкрустированным мелкими камешками и цветным песком. Дорожки украшались узорами в форме иероглифов, сюжетами народных сказок и легенд. Чаще просто имитировали чешую гигантской змеи или дракона, извивающегося между холмами. Изогнутые мостики в сочетании со своим собственным отражением в воде образовывали причудливую рамку вокруг живописной – группы деревьев или изящной беседки.

извилистые дорожки в китайском садуТихие сады с водоемами, перекрытыми горбатыми мостиками, глубокий цвет красных лакированных колонн и резных решеток, легкий и разноголосый звон колокольчиков, подвешенных к углам изогнутых черепичных крыш, создавали картину совершенной гармонии природы и человеческих чувств.

Это впечатление еще более усиливается за счет искусного подбора растений, учитывающего не только их форму и размеры, но и смену окраски в течение года, включение в композицию серебристого снега, инея.

Деревья, как и камни, создавали определенное настроение:

  • кипарис – величественное, возвышенное;
  • бамбук – уединенность, грусть;
  • сакура (японская вишня) – мечтательность, умиротворенность.

Как говорят китайцы: «Зодчие всеми силами добиваются естественности, в которой не было бы видно ни малейших губительных следов человеческих рук…».

Декоративные элементы в китайской архитектуре

Наиболее древние постройки отличались простотой объемов, преобладанием конструктивных форм над декорацией. Китайцы умели ценить красоту конструкции и не декоративные элементы на крышестаралисъ маскировать её орнаментом или скульптурными украшениями.

Все декоративные элементы несли определенную смысловую нагрузку:

  • стрекоза – «возрождение»,
  • цветок – «чистота и невинность»,
  • черепаха – «долголетие»,
  • обезьяна – «слух, зрение, обоняние».

Изображение  животных или растений носило характер благопожелания обитателям дома и его гостям. Символы феникса, тигра, дракона и черепахи, например, обозначали четыре стороны горизонта. Летящий или танцующий журавль – знак счастья и удачи.

Культ сил природы и отдельных животных процветал в Китае во все времена. Особым уважением пользовались божества Солнца и Луны, духи пяти планет, Полярной звезды. Китайскими «божествами вод» считались драконы Лун-Ваны. Они отвечали за водный режим страны, за засухи и наводнения. Кроме дракона, китайцы почитали тигра, феникса, черепаху, лису. Изображения этих животных украшают многие китайские дворцы и храмы. Скульптурами слонов, верблюдов, львов оснащались погребальные комплексы, «дороги процессий», «дороги духов».

 Особенности градостроительства Древнего Китая

В основу градостроительной практики древнего Китая легли народные строительные традиций, геомантия дома в архитектуре китаясинтезированные в даосском учении Фэн-шуй. Согласно этому учению, наиболее благоприятной считалась меридиональная планировочная ось: «Господин Солнце всегда смотрит на юг». На юг обращались главные фасады зданий, что обеспечивало оптимальный температурный режим во внутренних помещениях.

Даоссы разработали целую науку – геомантию, которая связывала особенности рельефа местности с положением небесных тел, с магнитными полями, с космическими силами и символами (Небо, Земля, пять первоэлементов и пр.). Для этих целей были изобретены геомантия наука о взаимосвязи человека и природыкомпас, карты звездного неба и сейсмограф. Только при благоприятном сочетании небесных сил и «пульсов духа» земли участок считался подходящим для строительства. Особое внимание уделялось сочетаниям геометрических символов, чаще всего – круга и квадрата.

В Тибете с древних времен существовало искусство гармоничного расположения своего жилища «Са Че» — анализ Земли. Полное название Са Чу Ме Лунг Шинг Ги Че Па означает анализ 5 элементов. Эта древняя наука рассказывает, как окружающий ландшафт, форма и расположение зданий, планировка и интерьер помещений, освещение влияют на наше благосостояние, здоровье, настроение, отношения с людьми и энергию. Са Че – это, прежде всего, здравый смысл. Мы живем на земле и сильно зависим от нее, и, анализируя помещения, здание, земельный участок, прилегающие территории мы можем определить насколько гармоничное или дисгармоничное влияние они оказывают на нас и наших близких, бизнес и здоровье, а также скорректировать это воздействие.

Особенность древнекитайских городов – регламентированная высота зданий. Она определялась в соответствии с социальным положением домовладельцев, которые в согласии со своим рангом селились ближе или дальше от центра города – императорского дворца, храмового комплекса. Простой народ имел право строить только одноэтажные здания.

Особо регламентировался цвет крыш:

  • золотисто-желтые  – дворец «солнцеликого» императора
  • ярко-голубые «небесная чистота» – культовые постройки
  • зеленые «древесная листва» – жилища вельмож, высших чиновников, отдельные храмы и пагоды невысокого ранга;
  • серые «земной прах» – жилища рядовых горожан. Особо выделялись административный, торговый и жилой районы, парковые зоны.

Культовая архитектура Древнего Китая

пагода культовое зодчество в китаеНаиболее интересным типом культовых построек Китая является пагода. Она утвердилась в Китае с появлением буддизма (III-II вв. до н. э.). Идея пагоды была заимствована в Индии. Однако вертикаль сооружения с многочисленными, загнутыми вверх, карнизами национальна.

Крыши пагод воспроизводят листву, вертикальный силуэт – гигантское дерево. Концы балок торчат наружу подобно сучьям. Центральная мачта держит на себе всю конструкцию. Над пагодой возвышается металлический шест с девятью зонтами (имитация индийской ступы). На конце шеста – двухметровая надставка в форме языков пламени. Каждая деталь башни имела символическое значение – девять ступеней нирваны Будды, четыре стороны света и др.

Если пагода строилась из дерева, то её крыша окрашивалась в зеленый цвет, несущие конструкции – в красно-оранжевый. Этим достигалось гармоничное единство здания с растущими рядом елями. Не случайно многие китайские поэты именовали пагоду «Дом-дерево». Строились первые пагоды из «одушевлённых» строительных материалов – кедра, бамбука, ели. С помощью пропитки древесины особыми смолами зодчие научились продлевать жизнь постройкам до нескольких столетий.

Ставили пагоды на вершинах гор и холмов. Это полностью отвечало постулатам чань-буддизма о ничтожности и суетности земной жизни, о величии Природы. Начиная с V века н.э., пагоды строят из более прочных материалов – кирпич, камень и т. п.

Памятники архитектуры Китая

Дяолоу — укреплённые многоэтажные особняки, числом до 1400, характерные для уезда Кайпин в провинции Гуандунна юге Китая.Дяолоу

Башни в Дяолоу

 

Анья́н  — городской округ в провинции Хэнань КНР, чуть к северу от средней части бассейна Хуанхэ. В районе города обнаружено большое количество предметов, которые относят к периоду династии Шан(1562—1027 гг. до н. э.). Считается, что здесь располагалась столица этого царства — Инь. Территория древнего города (Иньсюй, «останки Инь») включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Аньян

Сиди  и Хунцунь — два старинных села в китайской провинции Аньхой, которые лучше других сохранили традиционную планировку и деревянную застройку эпох династий Мин и Цин. Построены в традиционном стиле архитектурной школы Хой. Представляют собой уникальные туристические достопримечательности и обладают большой исторической ценностью.

сиди - древняя деревня

Существует ряд других архитектурных памятников в Китае:

Современная архитектура Китая

Ночной Шанхай Современная архитектура Китая – это роскошные небоскребы и замысловатые телебашни, уникальные стадионы и театры, продуманные и комфортные жилые комплексы, просторные аэропорты, созданные с удивительной фантазией и представляющие собой шедевры современного зодчества.

Современные здания в китайских мегаполисах отличаются разнообразием и свободой форм и стилей, смелым полетом фантазии архитекторов, воплотивших в жизнь даже самые немыслимые проекты. Так, в Пекине особого внимания заслуживает стадион «Птичье гнездо», Большой национальный театр в виде огромной капли, Центральный офис CCTV, Национальный водный стадион «Водный куб» и др.

Шанхай и Гонконг порадуют путешественников самыми высокими в мире небоскребами, контрастирующими на фоне колониальных построек. Каждый небоскреб неповторим: на крыше одного расцветает красочный лотос из стекла и бетона, верхушка другого меняет цвет в зависимости от времени дня, третий напоминает по форме космический корабль.

Архитектура и Древний Китай видео

Архитектура Китая не похожа ни на какую-либо другую в мире, она уникальна и неповторима, взаимосвязана с наукой фен-шуй, красива и умиротворена. 



Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
Подпишись на новые статьи!

1 Комментарий

  1. Hosting

    Другая особенность китайского древнего зодчества — это эффект, дающий целостную композицию, т, е. создается некий ансамбль из множества домов.

    Reply

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *